Возвращаясь к основному селению Тиауанако

Возвращаясь к основному селению Тиауанако, мы находим там в храме Каласасайя один из самых замечательных монументов древнего мира — Врата Солнца. Эта скульптура значительно меньше, чем можно было бы себе представить — ее высота равна приблизительно 9 футам (3 м). И тем не менее, это самый поразительный монумент — он вытесан из цельной глыбы серого андезита весом в 15 тонн. Андезит, как и гранит — одна из самых твердых пород, и очень трудно поддается обработке. С одной стороны на Вратах Солнца высечено изображение бога Виракоча с его крылатыми спутниками, вырублен ряд загадочных ниш и в нижней части — два углубления для петель. Ниши вырезаны в камне с поразительной точностью, внутренние кромки идеально обработаны. Это невозможно было сделать грубыми, примитивными орудиями.

Наконец, еще один, последний образец высокого строительного искусства в Тиауанако находится к востоку от храма Каласасайя — полуподземный храм Кантатайита. Там находится несколько очень точно вырезанных камней, опять-таки с идеально выбранными внутренними кромками. Один из камней (серый гранит) — является совершенно поразительным образцом резьбы. Возвращаясь к основному селению ТиауанакоПередняя плоскость камня покрыта причудливой резьбой, и на ней видны отверстия для штырей. Что касается задней плоскости камня, то трудно найти подходящие определения, чтобы описать необычайно совершенную симметрию ее рисунка. Идеально ровные грани камня, а на нем рельефные узоры с выпуклостями, выступающими одновременно вниз и внутрь. Попробуйте-ка изобразить такое при помощи каменных орудий!

Я упомянул здесь лишь о нескольких из множества самых поразительных камней, найденных в окрестностях Тиауанако. Еще большее их количество погребено под культурными слоями за те тысячи лет, в течение которых здесь жили люди, а также наносами во время периодических разливов озера Титикака.